Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Региональные порталы Карта сайта Вход

Департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа

Лучшая практика внедрения «эффективного контракта»

Вопросы оплаты труда работников учреждений культуры в Ямало-Ненецком автономном округе традиционно являются приоритетными.

Начиная с 2012 года, реализуются поручения Президента Российской Федерации, закреплённые Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», направленные на повышение оплаты труда в сфере культуры. При этом повышение оплаты труда – это результат эффективной реализации структурных реформ, проводимых в сфере культуры.

В целях исполнения майских Указов в Ямало-Ненецком автономном округе распоряжением Правительства от 28 февраля 2013 года № 96-РП утверждён план мероприятий «дорожная карта» по повышению эффективности и качества услуг сферы культуры Ямало-Ненецкого автономного округа.

Целями плана мероприятий («дорожной карты») являются:

- повышение качества жизни жителей Ямало-Ненецкого автономного округа путем обеспечения свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни, создание условий для развития творческих способностей и социализации современной молодежи, полноценного межнационального культурного обмена, обеспечение прав граждан на доступ к культурным благам и информационным ресурсам;

- обеспечение достойной оплаты труда работников учреждений культуры как результат повышения качества и количества оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг;

- развитие и сохранение кадрового потенциала учреждений культуры;

- сохранение культурного и исторического наследия народов Российской Федерации, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации;

- создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры.

В рамках структурных реформ, проводимых в Ямало-Ненецком автономном округе, осуществляемых в целях реализации Указа Президента РФ предусматривается:

- повышение качества и расширение спектра государственных услуг в сфере культуры;

- обеспечение доступности к культурному продукту путем информатизации отрасли (подключение к информационно-телекоммуникационной сети Интернет учреждений культуры автономного округа, размещение электронных баз данных в сети Интернет, создание электронных библиотек);

- создание модельных многофункциональных культурных центров в сельских районах автономного округа;

- формирование конкурентной среды в отрасли культуры путем расширения грантовой поддержки творческих проектов;

- создание условий для творческой самореализации граждан, поддержка многообразия культурно-досуговой деятельности;

- повышение эффективности и качества образования в сфере культуры и искусства автономного округа;

- развитие профессионального искусства в автономном округе;

- участие сферы культуры в формировании комфортной среды жизнедеятельности населенных пунктов;

- популяризация автономного округа во внутреннем и внешнем культурно-туристическом пространстве.

В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации предполагается:

обеспечить выполнение поставленных целей по повышению заработной платы;

установить взаимосвязь между повышением оплаты труда и достижением поставленных показателей деятельности;

а также расширить спектр услуг, оказываемых учреждениями культуры, направляя полученные средства на оплату труда.

Установленные с 2012 по 2015 годы целевые показатели средней заработной платы работников культуры автономного округа достигались. Для этих целей Правительством автономного округа принимались решения о выделении дополнительных средств окружного бюджета. В результате в муниципальные бюджеты в виде, как дотаций, так и целевых субсидий поступило более чем 583 миллиона рублей на цели связанные с повышением оплаты труда работникам учреждений культуры автономного округа.

Повышение оплаты труда работников учреждений культуры Ямало-Ненецкого автономного округа происходит дифференцированно, в зависимости от вклада каждого работника, от уровня квалификации, сложности и важности выполняемых заданий и результатов труда, выраженных в достижении показателей эффективности деятельности каждого работника или коэффициенте трудового участия в случае оценки результатов коллективной работы. Инструментом реализации мероприятий является «эффективный контракт» или трудовой договор, содержащий нормы труда на ставку заработной платы, условия выплаты доплат и надбавок и показатели эффективности деятельности, при достижении которых, осуществляется премирование работника.

Работа по внедрению «эффективного контракта» в государственных (муниципальных) учреждениях культуры и перевод работников учреждений культуры на «эффективный контракт» проводится с 2013 года.

Департаментом культуры Ямало-Ненецкого автономного окуга проводятся обучающие мероприятия с руководителями государственных учреждений культуры и руководителями муниципальных органов управления культуры в автономном округе по вопросам внедрения «эффективного контракта», данный вопрос был освещён на расширенных заседаниях Коллегии департамента культуры Ямало-Ненецкого автономного округа.

С целью установления показателей эффективности деятельности от федерального уровня до конкретного работника приказами департамента культуры утверждены перечни показателей эффективности деятельности работников государственных учреждений сферы культуры по направлениям деятельности, которые в качестве методических рекомендаций направлены в муниципальные образования автономного округа.

При формировании перечня показателей эффективности учитывались «Методические рекомендации № 920, Методические рекомендации по взаимоувязке системы отраслевых показателей эффективности деятельности в сфере культуры от федерального уровня до конкретного учреждения и работника, направленные письмом Минкультуры России от 05.08.2014 № 166–01–39/04–НМ.

В 2013 году со всеми руководителями государственных (муниципальных) учреждений культуры заключены трудовые договоры, соответствующие установленным требованиям.

На 1 января 2016 года с 92% работниками учреждений сферы культуры заключены «эффективные контракты» с применением типовой формы трудового договора, утвержденной распоряжением № 2190-р. Данную работу планируется завершить в 2016 году.

Переход на «эффективный контракт» с работниками учреждений культуры позволяет оценить вклад каждого работника в общий процесс развития отрасли «Культура», совершенствования оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры и удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг.

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2014 года № 1020-П «О совершенствовании систем оплаты труда работников государственных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа», в целях совершенствования системы оплаты труда работников государственных учреждений культуры Ямало-Ненецкого автономного округа департаментом культуры автономного округа проводится работа по разработке проекта постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников учреждений культуры Ямало-Ненецкого автономного округа», которое будет учитывать все требования к оплате труда, к квалификации работников и показателям эффективности их деятельности.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» департаментом культуры автономного округа организовано проведение независимой системы оценки качества работы организаций.

4 марта 2016 года завершился очередной этап опроса жителей автономного округа по вопросу качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры региона в рамках проведения независимой оценки. Опрос является одним из важных её этапов, так как даёт возможность потребителям услуг оценить качество работы учреждений культуры по ряду критериев, среди которых: комфортность пребывания, информированность о предстоящих мероприятиях, удобство режима работы, компетентность и доброжелательность персонала.

Анкетирование населения проводилось посредством письменного и онлайн опросов. Свыше 166 тысяч мнений оставили жители Ямала на сайте департамента культуры, выразив своё мнение относительно качества работы организаций в сфере культуры.

Окончательные итоги независимой оценки качества услуг и рейтинг организаций размещён на официальном сайте департамента культуры и на сайте www.bus.gov.ru.

Инициатором проведения независимой оценки является общественный совет при департаменте культуры автономного округа. В 2015 году независимая оценка охватила 119 государственных и муниципальных учреждений.

Кроме того, систематически проводится работа по сбору и анализу отчетов по учреждениям сферы культуры автономного округа, проводятся мониторинги по следующим направлениям:

- «Среднемесячная заработная плата работников учреждений культуры и образования в субъектах РФ с разделением на учреждения регионального и муниципального уровня»;

- мониторинг показателей эффективности деятельности в сфере культуры Ямало-Ненецкого автономного округа;

- мониторинг исполнения показателей эффективности (по «дорожной карте»), согласно распоряжению Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 февраля 2013 г. № 96-РП, по исполнении распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2606-р «О плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (ежемесячно)

- мониторинг об использовании информационно-коммуникационных технологий в области культуры, согласно Распоряжению правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 декабря 2011 г. №768-РП «Об утверждении плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 гг.» и др.

В 2015 году разработан и проведен пилотный проект социологического опроса по теме «Мониторинг культурной жизни Ямало-Ненецкого автономного округа и оценка эффективности деятельности учреждений культуры».

Для обеспечения конституционных гарантий и прав граждан автономного округа в сфере культуры в 2015 году деятельность департамента культуры Ямало-Ненецкого автономного округа, государственных и муниципальных учреждений культуры была направлена на организацию доступа населения автономного округа к информации и культурным ценностям, на сохранение и развитие культурного потенциала и культурно-исторического наследия Ямало-Ненецкого автономного округа.

Для предоставления услуг культуры на территории автономного округа в 2015 году действовала разветвленная сеть учреждений культуры, претерпевшая в течение отчетного периода ряд изменений. В течение 2015 года главами муниципальных образований в автономном округе были приняты меры и проведены мероприятия по реорганизации учреждений и оптимизации бюджетных расходов. Данные изменения и средства, направленные на оплату труда от указанных мероприятий отражены в соглашении, заключенном между министерством культуры Российской Федерации и Ямало-Ненецким автономным округом об обеспечении достижения в 2014-2018 годах целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений культуры, определенных региональным планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» Ямало-Ненецкого автономного округа.

На 1 января 2016 года в автономном округе действует 220 учреждений культуры с учетом филиалов, из которых: 6 государственных учреждений культуры, подведомственных департаменту культуры автономного округа, 214 муниципальных учреждений культуры (включая филиалы), среди которых: 77 муниципальных библиотек; 76 учреждений культурно-досугового типа (Центры национальных культур, Дома культуры, молодежные и культурно-досуговые центры, Дома ремесел и др.); 41 детская школа искусств; 18 музеев; 2 парка культуры и отдыха. Из общего числа статус юридического лица имеют 129 учреждений.

По состоянию на 1 января 2016 года среднесписочная численность работников учреждений культуры увеличилась на 0,2 % и составила 4 058,2 человека (на 1 января 2015 года – 4 049,3 чел.), из них 2 785,7 чел. – работники учреждений культуры (на 1 января 2015 – 2 797 чел.), 1 272,5 чел. – работники образовательных организаций дополнительного образования в сфере культуры (на 1 января 2015 года – 1 252,3 чел.), в т. ч. 732,9 чел. – педагогические работники образовательных организаций дополнительного образования детей в сфере культуры (на 1 января 2015 года – 719,5 чел.).

В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики» от 01 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» в 2015 году продолжена работа по поэтапному повышению средней заработной платы работникам учреждений культуры и доведением ее до 100% к средней заработной плате по региону (среднемесячный доход от трудовой деятельности) к 2018 году.

Согласно плана мероприятий («дорожная карта») по повышению эффективности сферы культуры Ямало-Ненецкого автономного округа утверждённого распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 февраля 2013 года № 96-РП в 2015 году среднюю заработную плату работников учреждений культуры необходимо довести до 73,4% от средней заработной платы по Ямало-Ненецкому автономному округу, педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования детей в сфере культуры до 75% от средней заработной платы учителей по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Индикативные значения повышения заработной платы по всем категориям работников в 2015 году выполнены. По итогам 2015 года в учреждениях отрасли «Культура» средняя заработная плата на одного работника в целом по отрасли составила 54 905,6 руб. и по отношению к аналогичному периоду прошлого года выросла на 7,9 %, в т. ч. на одного работника учреждения культуры – 53 977,6 руб. или 74,8 % к средней заработной плате по региону и по отношению к аналогичному периоду прошлого года увеличилась на 8,2 %; на одного работника образовательных организаций дополнительного образования в сфере культуры – 56 937,2 руб. и по отношению к аналогичному периоду прошлого года увеличилась на 7,4 %; на одного педагогического работника образовательной организации дополнительного образования детей в сфере культуры – 64 385,6 руб. или 81,4 % к средней заработной плате учителей по региону и по отношению к аналогичному периоду прошлого года увеличилась на 10 %.

По данным, опубликованным Росстат, в 2015 году показатель с учётом учреждений средств массовой информации и архивов выполнен на 109% и составил 57 788 рублей.

По итогам I квартала 2016 года регионом выполнен показатель «дорожной карты» в части повышения заработной платы на 96%. Средняя заработная плата работников учреждений культуры составила 50 658,2 рублей (67,6% от средней заработной платы по экономике 74 911,5 рублей), по данным, опубликованным Росстат, в 1 квартале 2016 года показатель с учётом учреждений средств массовой информации и архивов выполнен на 98,9% и составил 52 488 рублей.

По результатам проводимых мониторингов в учреждениях отрасли «Культура» рост заработной платы по итогам 2015 года по отношению к 2010 году составил почти в 2,3 раза.

Объём платных услуг, оказываемых учреждениями культуры за 2015 год, по отношению к прошлому отчетному периоду увеличился на 10,7 %. Всего в 2015 году получено от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности 151 799,7 тыс. руб. (за 2014 год – 137 047,2 тыс. рублей, 2013 год – 117 812,6 тыс. руб.). Объём платных услуг, оказанных учреждениями: клубного типа – увеличился на 6,8 % с 102 631,3 тыс. руб. до 109 678,3 тыс. руб. в 2015 году; музейного типа – увеличилась на – 18,1 % с 9 678,1 тыс. руб. до 7 920,3 тыс. руб. в 2015 году; библиотечного типа – увеличилась на 63,7 % с 1 210,7 тыс. руб. до 1 982,9 тыс. руб. в 2015 году; прочие учреждения – увеличение на 8,9 % с 9 168,6 тыс. руб. до 9 988,3 тыс. руб. в 2015 году; в образовательных организациях дополнительного образования детей сферы культура – увеличился на 54,8 % с 14 358,5 тыс. руб. до 22 230, 0 тыс. руб. в 2015 году.

Также учреждениями культуры в 2015 году получены средства в размере 28 271,6 тыс. руб. от благотворительности.

Основным гарантом реализации государственной политики в сфере культуры на территории автономного округа является государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Основные направления развития культуры на 20414 – 2020 годы» (далее – государственная программа).

Все мероприятия выполнены в полном объеме, в соответствии с поставленными целями и задачами. Выполнение мероприятий государственной программы составило 99,92%, основные значения её показателей достигнуты, ряд индикативных показателей выше запланированного уровня.

За отчётный период, главным образом, произошло превышение значений показателей, связанных с увеличением охвата населения услугами учреждений культуры. Положительная динамика показателя связана с ростом популярности мероприятий сферы культуры среди населения, с установкой и ведением в эксплуатацию модульных зданий в отдаленных поселках, реализация мероприятий учреждениями культуры в новых более современных формах.

Так, показатель «Число посещений учреждений культуры и искусства автономного округа в расчёте на одного жителя» превысил планируемое значение и составил 146% – произошло существенное увеличение значения показателя «Увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий». Прирост индикативного значения показателя «Охват населения услугами библиотек» в отчётном году составил 52% (в 2014 году – 47%). Расширение круга пользователей библиотечными услугами в автономном округе происходит за счёт обновления материально-технической базы библиотек (за 2014 – 2015 годы реализованы проекты по созданию Модельных сельских библиотек, а также за счёт функционирования Регионального центра доступа к ресурсам Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина на базе ГБУ ЯНАО «Национальная библиотека Ямало-Ненецкого автономного округа» и обновления библиотечного фонда. Стоит отметить, что число зарегистрированных пользователей библиотечными услугами автономного округа выросло по сравнению с предыдущим годом, в том числе, и за счёт увеличения числа виртуальных пользователей.

Показатель «Охват населения услугами музеев» также значительно превышает запланированный уровень. Положительная динамика обусловлена увеличением числа индивидуальных посещений выставок и экспозиций. Кроме того, произошло увеличение количества выставочных проектов, осуществляемых в муниципальных образованиях в автономном округе, реализацией музейных мероприятий и проектов.

Всё большую значимость в пользовании услугами культуры среди населения приобретает виртуальное пространство: посещение виртуальных выставок на сайтах учреждений, пользование библиотечными услугами в сети интернет, участие детей в дистанционных конкурсах.

Показатель «Доля лауреатов и дипломантов от числа обучающихся в образовательных организациях культуры и искусства» превышает плановый показатель. Данные результаты достигаются благодаря целевой поддержке одаренных детей, предоставления возможности участия в выездных конкурсных мероприятиях, укрепления методической базы образовательных учреждений. Кроме того, в отчётный период рост показателя обусловлен активным участием учащихся детских школ искусств в дистанционных конкурсах окружного, всероссийского и международного уровней.

Реализация всех запланированных мероприятий позволила:

- сохранить и увеличить положительную динамику нормативного правового регулирования сферы управления объектами культурного наследия, увеличить долю объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения;

- повысить уровень средней заработной платы работников культуры: по итогам 2014 года её размер составил 49 тыс. 907 рублей (67,1% к среднемесячной заработной плате по экономике региона), в 2015 году – 53 тыс. 977 руб. (74,8% к среднемесячной заработной плате по экономике региона);

- увеличить охват населения автономного округа услугами библиотек и музеев за счет создания новых баз данных, выставок и экспозиций, а также в связи с активным пополнением фондовых коллекций и собраний, грамотной популяризацией услуг среди населения;

- увеличить количество одарённых детей, получающих возможность для совершенствования своих талантов, посредством участия в профессиональных конкурсах российского и международного уровня, в творческих школах, обновления качества образовательных услуг, участия в дистанционных конкурсах;

- расширить спектр культурно-досуговых услуг населению посредством поддержки гастролей профессиональных и самодеятельных коллективов по территории автономного округа, обновления концертного репертуара коллективов и исполнителей, реализации на территории автономного округа фестиваля «Первый театральный».

Информационные материалы о деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры в Ямало-Ненецком автономном округе размещаются на официальных сайтах департамента культуры Ямало-ненецкого автономного округа, государственных учреждений и органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе.

В рамках системной реализации майских Указов Президента Российской Федерации департаментом культуры автономного округа будет проводиться работа по выявлению лучших практик внедрения эффективных контрактов в государственных и муниципальных учреждениях культуры и искусства автономного округа.

  • Документы
  • Новости
  • События
  • Проекты
  • Доклады и выступления
  • Вопросы и ответы
  • Видеогалерея